Четверг, 25.04.2024, 06:31
Правила безопасного поведения во время таяния льда на водоёмах
ТАТЬЯНА ТАРАСОВА О ТАНДЕМЕ ТРЕНЕРА И РОДИТЕЛЕЙ
Советы родителямУ детей, особенно школьного возраста, наблюдается большая двигательная активность. После занятий в школе, после выполнения уроков (когда двигательная активность ограничена) наступает разрядка, то есть возрастает активность, и, наоборот, после достаточной физической нагрузки ребенок становится спокойным. Задача родителей состоит в том, чтобы разумно и с пользой для ребенка направить эту двигательную активность, приучить к физическим занятиям и труду. Ребенок должен своевременно получить необходимые для его дальнейшей жизни двигательные навыки и умения. Совершенная техника движений может быть сформирована в раннем возрасте. Неправильным, на наш взгляд, являлось бы стремление родителей уже с ранних лет сделать из своего ребенка спортсмена узкой специальности — пловца, фигуриста, лыжника. Действительно, для того чтобы стать хорошим спортсменом, надо уже с ранних лет изучать технику и развивать необходимые двигательные качества. Но как определить, будет ли ребенок тем, кем его хотят сделать родители? Способен ли он проявить те качества, которые необходимы в данном виде спорта? Каково же бывает разочарование, когда ребенка отчисляют из той или иной группы, как неспособного, а время уже упущено для других видов спорта! Однако не исключен вариант, что неперспективный юный пловец или фигурист может стать талантливым бегуном или лыжником. В детском и школьном возрасте необходима всесторонняя подготовка для растущего организма. Родители сами должны стремиться научить ребенка правильно бегать, ходить на лыжах, плавать. В Финляндии, например, при поступлении ребенка в 1-й класс проверяют, как ребенок владеет лыжами. Родители имеют специальные руководства по методике обучения и за хорошую подготовку своего ребенка получают от школы похвальную грамоту. Физическая подготовленность ребенка позволяет выбрать в дальнейшем тот вид спорта, в котором с наибольшим эффектом проявятся его возможности. Наукой установлено, что в индивидуальном годовом цикле у каждого человека имеется свой «пик» в проявлении возможностей. У одних он приходится на лето, у других — на зиму, весну или осень. Вот почему в спортивной практике было немало случаев, когда посредственный пловец вдруг становился перспективным лыжником, а средний лыжник — хорошим гребцом. Нужно рекомендовать юным спортсменам заниматься и летними, и зимними видами спорта, изучать технику этих видов и приобретать хорошую базу общей физической подготовки, своевременно развивая те или иные физические качества. У детей и подростков отмечается неравномерное развитие силы мышц, качеств быстроты, выносливости и других двигательных особенностей. Очень важно учитывать периоды наиболее бурного естественного развития определенных свойств. Так, во многих работах специалистов показано, что развитие ловкости наиболее успешно осуществляется в возрасте до 10 лет, координации и равновесия — до 12—13 лет. В 14—15 лет бурно развиваются скоростно-силовые качества, а после 16—18 лет отмечается значительный рост показателей, характеризующих уровень развития силовой и общей выносливости. Возрастное развитие идет как процесс накопления количественных изменений в организме, а в определенные периоды это накопление скачкообразно переходит в новое качественное состояние. Особая роль в этих изменениях отводится деятельности желез внутренней секреции. Периодически увеличивается интенсивность прироста показателей веса и роста ребенка. У многих детей в 5 и 8 лет более значительно изменяются весовые показатели, дети проявляют меньше интереса к активным движениям. С 10 до 12 лет рост у мальчиков несколько замедляется, но вес прибавляется более интенсивно; у девочек увеличение веса отмечается с 11 до 12 лет. Неравномерно растет и сердечная мышца ребенка. К 13 годам, по сравнению с 11—12-летним возрастом, наблюдается значительное увеличение сердечной мышцы. К этому же возрасту относятся изменения и в работе центральной нервной системы — совершенствуются ее регулирующая роль и функциональное состояние (поэтому осваивается координация движений). Ядро двигательного анализатора созревает неравномерно, и окончательное его развитие завершается к 13 годам. К этому периоду развития ребенка заканчивается формирование многих сторон деятельности: способности к восприятию пространства, темпа, анализу мышечных сокращений, улучшается способность к расслаблению мышц. Все это — высокая пластичность, реактивность и возбудимость нервной системы, быстрое образование новых рефлекторных связей — позволяет мальчикам легко осваивать технику сложных упражнений до 13 лет, а девочкам уже к 11 годам овладеть двигательными навыками. В 14—15 лет у мальчиков наиболее активно протекают процессы полового созревания, усиливается интенсивность функционирования желез внутренней секреции, повышается реактивность нервной системы и пульса при нагрузке. В этот период увеличивается вес, наблюдается уплотнение мышечной ткани и увеличение поперечника мышц. Вес мышц в этом возрасте составляет примерно 32,6 процента веса тела. В это время успешно развиваются скоростно-силовые качества. Особенно возрастают показатели мышечной силы с 15 до 16 лет, а в 16 лет увеличиваются мышечная масса и вес сердца. Многие ученые отметили, что сроки формирования сердца различны у мальчиков и девочек: у мальчиков с 15—16 лет до 18—19 лет, а у девочек — с 16—17 до 18 лет. В эти возрастные периоды при стандартной нагрузке отмечается увеличение ударного объема сердца. В 14—16 лет сердечно-сосудистая система у девушек уже способна переносить большие физические нагрузки, а у юношей — только в 18—19 лет. После 19—20 лет опасность «повреждения» сердца при больших нагрузках очень мала. Для выполнения длительных физических нагрузок — бег, ходьба на лыжах — большое значение имеет уровень развития дыхательного аппарата. С возрастом увеличивается жизненная емкость легких, а частота дыхательных движений уменьшается. Например, объем одного вдоха увеличивается со 130—220 мл в 6—8 лет до 300—450 мл в 16 лет. Растет окружность грудной клетки, особенно в 10, 13, 16, 17 лет; жизненная емкость легких возрастает. Так, в 13—14 лет она достигает 2000—2200 см3, в 15— 16 лет—2500—3000 см3, а в 17—18 лет —3000—4000 см3, Лыжники-гонщики отличаются большими показателями в спирометрии. Например, у знаменитого лыжника Швеции С. Еренберга жизненная емкость легких равна 8000 см3, а у многих других сильнейших лыжников — 5000—6000 см3. В 17—18 лет завершается процесс полового созревания, происходит интенсивное увеличение скелетной мускулатуры, рост тела в ширину и незначительный прирост тела в длину. К 19 годам функциональное состояние нервной системы достигает такого же развития, как у взрослых людей. Так же как необходимо начинать учить детей грамоте с ранних лет, так и обучение азбуке движений должно начинаться очень рано. Координация движений, смелость, ловкость, быстрота, расслабление, равновесие — все эти качества формируются в детском и подростковом возрасте. Важно не опоздать, не пропустить то, чего уже потом нельзя будет наверстать. Исследования, проведенные многими учеными, позволяют говорить о том, что раннюю специализацию (обучение не позднее 7 лет) следует начинать в видах спорта, предъявляющих повышенные требования к технике выполнения упражнений. В тех видах, где требуется преимущественное проявление скоростно-силовых качеств, к специальной подготовке можно приступить с 8 лет. Наблюдая за развитием своего ребенка, проводя с ним простые тесты, родители могут помочь ему выбрать вид спорта для занятий в той или иной секции не только по своему и его желанию, но и с учетом перспективности этих занятий. Не все физические качества развиваются под влиянием специальной тренировки. Некоторые из них в значительной мере обусловлены наследственностью. Наблюдения ряда исследователей показали, что преимущества в длине тела, появившиеся у детей 10—11 лет, сохраняются и в дальнейшей жизни. Скачкообразность прироста длины и веса тела также может быть определенным ориентиром в прогнозировании темпов роста и функциональных возможностей ребенка. Дети, которые растут вяло, не имеют четко выраженных ростовых скачков, не будут, очевидно, значительно улучшать свои показатели физических качеств. Кроме того, в раннем возрасте можно уже заметить, что одни дети бегают быстро и красиво, другие имеют хорошую прыгучесть, третьи могут долго бегать и ходить, не проявляя признаков усталости. Талантливые бегуны отличаются и частотой беговых шагов. Особенно отметим, что среди детей и подростков очень редко (1 на 100 случаев) кто имеет в беге величину опорного времени, равную 0,09 с (это время, пока толчковая нога бегуна соприкасается с землей). Для сравнения скажем, что у нетренированных людей эта величина равна 0,14—0,15 с. Для оценки физических возможностей своего ребенка рекомендуем пользоваться данными табл. 3.
Показателями уровня развития выносливости также могут служить результаты в беге на 30 м или количество метров, пройденных за 12 мин. Дети любят спускаться с крутых гор, не испытывая при этом чувства страха, и это надо использовать для изучения и совершенствования техники прыжков с небольших лыжных трамплинов. Дело в том, что возраст высших достижений в прыжках на лыжах с трамплина и в слаломе значительно меньше, чем в лыжных гонках. Уже в 18—19 лет становятся олимпийскими чемпионами в прыжках на лыжах с трамплина. Быстрота — одно из главных качеств лыжника — хорошо развивается в юношеском возрасте (14—16 лет). Выработать это качество помогут занятия бегом — ускорения на небольших отрезках дистанции (50, 100, 150 м). После выполнения ускорений надо избегать резких остановок и продолжать движение с постепенно снижающейся интенсивностью. Моментальное прекращение физической нагрузки ведет к увеличению артериального давления из-за резкого снижения количества крови в капиллярах мышц. Наиболее благоприятные сдвиги в организме происходят у подростков 13—14 лет при повторном прохождении на лыжах отрезков дистанции 50—60 м и интервалах отдыха 1—1,5 мин. У детей качество быстроты наиболее целесообразно развивать, применяя игры и эстафеты. Чтобы ребенок ощутил скорость, пусть сначала он походит по глубокому снегу, прокладывая лыжню. А потом на хорошей накатанной лыжне организуйте игры или эстафету. Игра является замечательным средством воспитания личности, в ней приобретаются этические навыки, развиваются инициатива и творчество. Регулярные занятия лыжными гонками следует начинать не ранее 12 лет, а специализированные тренировки — с 15—16 лет. Интересные данные получили ученые, занимаясь опросом лыжников-гонщиков сборной команды СССР. Оказалось, что те, кто начал специализированные тренировки в промежуток 11—14 лет, были зачислены в состав сборной через 7,2 года; те, кто начал тренироваться в 15—18 лет, были включены в команду через 5 лет, а кто начал в 19 лет и позднее,— через 4 года. Лыжный спорт требует большой выносливости, а высшие спортивные достижения в лыжных гонках спортсмены показывают и в 21—22 года, и в 28—30 лет и более. Следовательно, встав на лыжи в раннем возрасте, но начав свои регулярные специально направленные тренировки и в 15—16, и в 18 лет, спортсмен может рассчитывать на хорошие результаты. В детском же и подростковом возрасте надо создавать хорошую базу общей и разносторонней физической подготовки, много ходить на лыжах, постепенно увеличивая количество накатанных километров, развивать выносливость, быстроту, смелость, но не стремиться к участию в большом количестве соревнований. Зимние и весенние каникулы детей до 12 лет следует использовать для оздоровительных прогулок на лыжах. С 11—13-летнего возраста надо постепенно увеличивать количество пройденных километров, развивать общую выносливость. С 14 до 15—16 лет следует включать в подготовку скоростно-силовые упражнения, а с 17—18 — увеличивать упражнения на силовую выносливость, включая в занятия ходьбу по пересеченной местности. Для определения физической подготовленности мальчиков и девочек предлагаем пользоваться данными табл. 4, взятыми из Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО для ходьбы на лыжах.
Для того чтобы выполнить эти нормативы, необходима хорошая физическая подготовка. С ранних лет надо приучать ребенка к физическому труду, чтобы он познал ту радость, которую приносит труд, ценил труд других людей. Физический труд был одним из слагаемых в многосторонней подготовке сильнейших лыжников мира. Никакие тренажеры и упражнения не могут заменить труд, приносящий человеку удовлетворение от затраченных сил и радость созидания. Эмоциональная сторона физического труда, его социальная значимость — все это позволяет с уверенностью говорить о том, что на этапах подготовки и юного и взрослого человека физический труд должен занимать должное место. Первый чемпион мира из советских лыжников в гонке на 30 и 50 км Владимир Кузин свою юность провел на далеком Севере. Ходил в школу на самодельных лыжах, прыгал с небольших трамплинов. К физическому труду его приучили родители с детства. Он помогал им в заготовке дров, вместе с отцом косил сено, носил воду, работал в огороде. А когда пришла пора начать трудовую жизнь в коллективе — поступил в рыболовецкий колхоз. Со зверобойной бригадой выезжал на промысел. Нелегко было в суровые северные зимы подтаскивать тюленей весом 80—100 кг по полю, покрытому глыбами льда. А за один рейс погружали на ледокол тысячи тюленей. Вот этот огромный физический труд дал хорошую закалку, способствовал воспитанию трудолюбия и воли спортсмена. Известный лыжник Вячеслав Веденин родился недалеко от старинного города Тулы. Он с детства помогал дома по хозяйству — вскапывал огород, убирал картошку, пилил и колол дрова. В более старшем возрасте научился пахать, косить, убирать урожай. Катание на лыжах было отдыхом после большого физического труда. Галина Кулакова ходила в школу тоже на самодельных лыжах, сделанных из бочки; сломаются — сделает другие. Помогала дома по хозяйству — не боялась никакой работы. Талант ее проявился только в 18 лет, когда она на соревнованиях шла с такой скоростью и энергией, что обратила на себя внимание судей и тренеров. Но путь к блестящим победам на лыжне был долгим и трудным. Первые неудачи не сломили волю этой замечательной спортсменки. В 1968 г. в Гренобле она имела все шансы на победу в гонке на 5 км, но падение на спуске лишило ее возможности стать олимпийской чемпионкой. Тогда Галина поняла, что в борьбе за победу надо предусмотреть все стороны подготовки, обдумать все детали. В 1970 г. пришла первая крупная победа — в 28 лет она стала чемпионкой мира на дистанциях 5 и 10 км. Любил физический труд и применял его в своей подготовке известный советский лыжник Алексей Кузнецов. Он вырос в колхозе и с малых лет привык к различным физическим работам. Даже когда он был уже в составе сборной страны, он летом уезжал в родной колхоз косить сено, помогать по хозяйству. Физический труд был неотъемлемым спутником в жизни многих других выдающихся советских и зарубежных лыжников. Например, знаменитый шведский лыжник, неоднократный чемпион мира Нильс Карлссон, или, как его называли, «лыжный король», рассказывал в своей книге, что на тренировочные сборы шведских лыжников вызывали с предложением захватить с собой пилу, топор и прочие инструменты для работы в лесу. Им выделяли участок, где они должны были работать в свободное от тренировок время. Финские лыжники — победители многих международных соревнований, также включают в свою подготовку физический труд. Известный лыжник Вейко Хаккулинен, работая в лесу, окаривал до 100 деревьев в день. На работу и с работы он пробегал по 10—15 км. Детей надо приучать к любому труду. Ну а если нет условий для физического труда, и тогда все же только трудолюбие может привести к большому успеху. Известный советский лыжник Павел Колчин начал заниматься лыжами в раннем возрасте. Но победы пришли к нему не сразу. Он полюбил бег на лыжах и стремился стать сильным и закаленным. А был Павел в детстве слабеньким и худым, не мог даже подтянуться на перекладине. Но потом стал серьезно заниматься гимнастическими упражнениями, много бегал, очень любил роликовые лыжи и роликовые коньки. Тренировки его отличались большой насыщенностью упражнений, количеством их повторений. Упорство в достижении намеченной цели, воля и требовательность к себе позволили Павлу Колчину встать в ряды сильнейших лыжников мира. Если у вас не будет трудолюбия, вы никогда не станете хорошим спортсменом, говорят многие олимпийские чемпионы. Огромное значение в воспитании ребенка имеет личный пример родителей. Если родители сами занимаются физической культурой или спортом, то и дети следуют их примеру. Ребенок намного быстрее будет осваивать лыжную технику, если уже с первых шагов мать или отец могут правильно ему что-то подсказать, посоветовать.
|
Меню сайтаПоискКалендарь
Архив записей
Друзья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |